БАШКИРСКАЯ БАЯННАЯ МУЗЫКА 1940-70-Х ГОДОВ

Начало XX столетия характеризуется сегодня, как новый этап генезиса национальных культур, их взаимодействий. Все это не обошло стороной и башкирскую культуру, где в это время формируется слой интеллигенции. Появляются первые профессиональные башкирские художники – К. Давлеткильдеев (1887-1947), С. Яхшибаев (1890-1930). Инициативно занимаются литературой М. Гафури (1880-1934), Г. Ибрагимов (1887-1938), Ш. Бабич (1895-1919).

В 20-30 е годы появляется башкирская музыкальная самодеятельность, на почве которой выросли первые композиторы – М. Валеев (1888-1956), Г.Альмухаметов (1895-1938), и многие другие. В эти годы основной вехой композиторской деятельности была вокальная музыка, рассчитанная на широкий круг слушателей. В 1922 году написана первая башкирская опера «Сания» (композитор Г. Альмухаметов).

Зарождается и фортепианная музыка. Первые башкирские пьесы для фортепиано были написаны композиторов С. Габяши (1891-1948) в 1914 году, которые фактически оказались в безызвестности.

Национальный репертуар для баяна начинает формироваться в 40-е годы, что несомненно явилось новой и важной вехой на пути развития башкирского искусства. Уфа становится одним из центров баянного искусства. Процесс развития репертуара тесно связан открытием отдела народных инструментов в Уфимском музыкальном училище (ныне Уфимское Училище искусств) в 1944 году. Спустя некоторое время открывают свои двери музыкальные училища: Салаватское (1961), Давлекановское (1969), Октябрьское (1969), Учалинское (1972). Основными музыкантами, педагогами и композиторами того времени были Тагир Каримов (1912-1978), Владимир Масленников, братья Фоменковы (Алексей, Александр, Михаил, Иван). Алексей и Александр работали аккомпаниаторами в Башкирском государственном ансамбле песни и танца.
Следует отметить, что ансамбль танца в то время занял место в истории, как место «…первой профессиональной площадки для выступлений баянистов республики перед широкой отечественной, а позже и зарубежной публикой…» [1]

Первые образцы башкирского баянного репертуара в виде обработок народный мелодий, вальсов, полек и других различного рода миниатюр не дошли до наших дней в силу того, что они носили импровизационный характер, и не фиксировались нотным текстом.

Следующим шагом в развитии репертуара послужило творчество таких композиторов, как Тагир Каримов (1912-1978) – основоположник национального репертуара для баяна, Рафик Сальманов (1917-2003), Камиль Рахимов (1900-1978). Среди главных идей их творчества можно выделить взаимодействие с фольклором, благодаря которому достигался тот узнаваемый башкирский национальный колорит в его мелодиях и песнях.
Первая публикация нот произведений «башкирского содержания» состоялась в 1953 году (Ю. Шишаков «Башкирский танец»)

Ю. Шишаков «Башкирский танец»

Ю. Шишаков «Башкирский танец»

В 1963 там же публикуются, студент второго курса Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных А.К. Кукубаев – «Семь девушек», «Вариации на башкирские темы», «Интермеццо», Рафик Сальманов – «Весна идет», Анатолий Шалаев «Башкирский танец».

Критиком выступил профессор Р.Ю. Шайхутдинов: «…из первых опусов, вышедших в центральных издательствах (кроме пьес А. Шалаева и Р. Сальманова), грешат неверным изложением мелодий, не свойственной башкирской музыке гармонизацией и типом фактуры, что свидетельствует о достаточно слабом представлении авторами специфики башкирской народной музыки.»[2].

В 1965 году выходит сборник «Пьесы для баяна» / сост. Р. Сальманов. – Уфа: Башкнигоиздат. В него вошли оригинальные пьесы и переложения таких композиторов, как Тагир Каримов, Рафик Сальманов, Камиль Рахимов, Масалим Валеев, Рауф Муртазин. Сборник характерен образцами национальной мелизматики, элементами лиризма, патетики и жанро-бытовыми сценами.

Каждый из вышеперечисленных композиторов внес свой неповторимый вклад в копилку национального баянного репертуара, а именно в жанре миниатюр, в силу ее компактности и удобности на первоначальном этапе развития композиторской школы. Но это совсем не значит, что диапазон творчества башкирских композиторов ограничивался только миниатюрой.

БАШКИРСКАЯ БАЯННАЯ МУЗЫКА 40-70-Х ГОДОВ, изображение №2

 

Тагир Шакирович Каримов, как уже упоминалось выше, один из родоначальников национального репертуара для баяна, имеет достаточно разнохарактерный и разножанровый обьем творчества. Это около 150 песен, струнный квартет (1967), многочисленные хоры, хореографическая музыка для Башкирского ансамбля народного танца, в котором ом работал музыкальным руководителем и баянистом, после того как в 1941 году братья Фоменковы ушли на фронт.

В становлении Тагира Шакирьяновича, как композитора, большую роль сыграл находящийся в эвакуации в Уфе, в 40-х годах - А.А. Эйхенвальд, который был учеником Н.А. Римского – Корсакова. Как отметила в своей работе музыковед С. И. Махней: «Конец 30-х – начало 40-х годов для Башкирии были временем становления музыкального искусства и фольклористики. Эйхенвальд, имея значительный опыт работы фольклориста, продолжил здесь свою деятельность как ученый-этнограф, руководил кружком повышения квалификации молодых башкирских композиторов, участвовал в обсуждении произведений. Благодаря занятием с Эйхенвальдом он вскоре напишет первую «башкирскую» произведение крупной формы – Концертино для баяна с ансамблем русских народных инструментов (1949). Спустя некоторое время Ф. Х. Сайфуллиным будет сделана инструментовка для оркестра русских народных инструментов.

В Концертино особого внимания заслуживает тонкое владение Каримовым приёмами кантиленного ведения звука. В традициях башкирской национальной музыки композитор применяет вариационное развитие нотного текста. Небольшая каденция, приводящая к репризе, в которой разрабатываются два основных тематических образа, выводит на качественно новый уровень использование элементов виртуозности в сочинениях национального репертуара.

Среди других произведений, написанных Т. Каримовым, можно выделить «Проводы» (1942). Автор раскрывает чувства и переживания бойцов, уходящих на фронт. Совершенно новый для того времени характер носят звукоизобразительные эпизоды, которые иммитируют движение поезда и свисткам вагоновожатого. Композитор использует кластеры, обострённые, альтерированные созвучия и т. Д, что показывает явную перекличку «… с известной зарисовкой Анатолия Шалаева «В путь», также содержащей характерные звукоподражательные моменты (написана предположительно в 1940-х гг., издана в 1964 г.)» [6. С. 196-197]
Р. Ю. Шайхутдинов о появлении оркестра русских народных инструментов в Уфе приводит такие данные: «…в годы войны был эвакуирован один из заводов Рыбинска. Вместе с заводом была эвакуирована значительная часть оркестра русских народных инструментов (руководитель – Н. Мешалкин), активно концертировавшего в 1940-е годы и в значительной мере способствовавшего актуализации музицирования на баяне, домре, балалайке на территории Башкирии».

БАШКИРСКАЯ БАЯННАЯ МУЗЫКА 40-70-Х ГОДОВ, изображение №3

 

Камиль Юсуфович Рахимов родился в Севастополе. Учился в Ленинградском политехническом институте им. М. Калинина, но бросил учебу третьем курсе и поступил на оркестровый факультет Казанского музыкального техникума.

Писал музыку для оркестра, хора, театральных и радиопостановок, помимо этого ему принадлежат около 30 романсов.
В 50-е годы судьба сводит Камиля Юсуфовича с баяном, он создает музыку для ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова. Спустя несколько лет появляются в печати три первых опуса для баяна – «Полька», «Скерцо», «Вальс №3». Две последних пьесы в оригинале написаны для симфонического оркестра. Автор переложений не указан.

Камиль Рахимов «Скерцо»

Камиль Рахимов «Скерцо»

Среди часто исполняемых произведений можно выделить Скерцо и Вальс № 3. Радостное настроение скерцо, синкопированная тема в соль-мажоре воспринимаются нами оптимистично. тема (ми мажор) лирична и нетороплива. Мягкое течение второй мелодии темы – это яркий образец кантилены в башкирской музыке. Каденция, своевременно, на материалах темы, возвращает нас к репризе.

Камиль Рахимов «Вальс №3»

Камиль Рахимов «Вальс №3»

Вальс № 3 – произведение концертного стиля, что ощущается в масштабном, отчасти эпическом колорите музыки, интонационной броскости, лапидарности тематизма и насыщенности отдельных эпизодов виртуозными элементами. Р. Ю. Шайхутдинов видит в этом: «… неспешный повествовательный характер, рисующий величественные образы башкирской природы.»

БАШКИРСКАЯ БАЯННАЯ МУЗЫКА 40-70-Х ГОДОВ, изображение №6

 

Рафик Вафич Сальманов (1917-2003) закончил Московскую консерваторию (башкирское отделение). Активно работал во многих направлениях, это – оперетта, произведения для симфонического оркестра, для хора, вокально-инструментальная.

В 1963 в Москве издан авторский сборник Сальманова, который включал в себя концертные пьесы длая баяна. Создавая свои оригинальные мелодии, он сохранял в музыке национальный колорит, изображая курайные, гармошечные типы исполнительства.

Итак, мы можем заметить, что башкирская баянная музыка 40 – 70-х годов, как небольшая веточка на «древе» национального репертуара, прошла свой путь становления – от миниатюр, простых пьес и обработок народных мелодий до концертного стиля, от свободного приватного музицирования до «профессионализации», фиксации нотного текста. Синтезируя фольклор с индивиуальными мелодиями этот период подарил нам яркий, легко узнаваемый и, что самое важное, художественно-значимый пласт, как баянной «музыкальной литературы» в целом, так и «башкирских страниц» в частности.

[1] Шайхутдинов, Р. Ю. У истоков башкирского профессионального баянного искусства / Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – Казань, 2012. – С.35-45.
[2] Шайхутдинов, Р. Ю. Баянная миниатюра в творчестве башкирских композиторов / Мир науки, культуры и образования. - № 4 (29). – Горно-Алтайск, 2011. – С.303-307

Категория: Музыка | Добавил: amalkerimof (19.11.2022)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar